Свои древние традиции ковроткачества
Есть немало свидетельств тому, что кавказские ковры появились значительно раньше азиатских. Ковроделие на Северном Кавказе всегда было одним из самых распространённых занятий. Во-первых, народы Кавказа с самых древних времён располагали материалом для их ткачества – овечьей шерстью. Во-вторых, жилища нуждались в надёжной защите от резких перепадов температуры и капризного горного климата, а в-третьих, в связи с особыми формами земледелия, женское, и отчасти мужское население было долгое время не занято в полях, а поэтому необходимо было занимать чем-то свободное время. Отсюда, декоративно-прикладное творчество, и в частности, ковроткачество на Кавказе достигло вершин своего мастерства.
По своей структуре, ковры разделялись на:
- Ворсовые;
- Безворсовые;
- Войлочные.
Чаще всего, ворсовые ковры считались наиболее ценными и наиболее сложными по исполнении. Для них характерные центрические геометрические узоры и бордюры по периметру изделия. Безворсовые ковры, ценились порой не менее ворсовых, несмотря на то, что чаще всего использовались для покрытия пола, нежели стен. Искусством ткачества этого вида ковров в совершенстве владели в Азербайджане. Войлочные ковры, которые изготавливались особым образом – из нескольких лоскутов ткани, которая накладывалась друг на друга и вырезалась. Эти ковры были более характерны для народов Северного Кавказа.
Орнамент и цвет
Особое внимание со стороны историков и археологов всегда уделялось именно орнаменту ковров. Орнаментальное искусство на Кавказе не менялось столетиями, и сохранило свой неповторимый облик до сих пор. Рисунки, которые наносили древние на полотна, отображали их мировоззрение, отношение к природе и т. д. Даже вера, которая изменялась на Кавказе от язычества к христианству, а затем к исламу не поменяла представлений горцев о декоративно-прикладном искусстве. Ковроделие присуще практически всем народам Кавказа, но более всего в этом мастерстве преуспели несколько народностей, и по этой причине это искусство представлено несколькими большими группами – ковры южного, центрального, северного Дагестана, азербайджанские, армянские ковры, а также имеющиеся у них подгруппы. Так, одними из самых известных являются изделия Дербентского района Дагестана и табасаранские ковры. Во всём Кавказе считалось большим счастьем появление в семье мальчика, а в Табасаране особенно радовались появлению девочек, так как для семьи это были ещё одни ткацкие руки. Обилие орнаментов и узоров в этом селении не счесть. Названия им давались как по тому, что изображалось на ковре, так, и, например, по имени мастерицы, которая впервые применила свой собственный оригинальный узор. Табасаранские ковры всегда отличались высокой плотностью, в более чем 100 тысяч узлов. При этом микрахские и артынские ковры, которые также были одними из самых популярных, могли насчитывать сотни тысяч узлов, что считалось едва ли не высшим пределом мастерства.
Наиболее популярными для южнодагестанских ковров были несколько основных узоров, которые имели бесчисленное количество разновидностей. Самые часто используемые из них – схематичные изображения цветов, деревьев, птиц. Также широко распространён был узор «кукла», когда в центре полотна схематично изображалась фигура человека. Геометрические рисунки на кавказских коврах – это всегда символическая история. Розетки и S-образные узоры носили множество значений и отображали мировоззрение и быт горцев.
В Табасаране практически в каждом дом имелся свой ткацкий станок, за которым женщины с малых лет начинали делать произведения искусства. Орнамент задумывался самой мастерицей, которая сначала делала его наброски, а затем переносила на само изделие. Узоры на табасаранских коврах, как, впрочем, и на коврах других народов Кавказа выполнялись с высочайшей геометрической точностью, что поражает умы сегодняшних исследователей, потому как повторить орнамент, и каждую мельчайшую деталь на коврах под силу машинам, но далеко не каждые руки могут это проделать также как руки кавказских умельцев.
Отдельное внимание историков привлекают армянские ковры. Узоры на них носили важный для жизни древних смысл, который нередко носил обереговое значение. Оттого традиция вешать ковры на стену вовсе не случайна – это не только защита от холода и жары или украшения жилища, это, по поверьям людей, предохранение от злых сил и бед, а также привлечение в дом богатства и благоденствия. Узоры на армянских коврах имели тысячелетнюю историю этого народа. Они изображали как древние религиозные символы, так и множество других персонажей и эпизодов. Например, нередко на ковры переносились сцены каких-либо важных событий в селении или даже в отдельной семье.
Важное значение для кавказских ковров имели цвета. Например, армянские ковры редко использовали такие цвета, как бирюзовый, фиолетовый, голубой или зелёный. Преимущественно наносились только чёрные, красные, желтые или белые краски. В то время как, например, в Табасаране активно использовались яркие цвета, в том числе розовый, лиловый и другие полутона.
И дом, и красота, и защита
Ковры Кавказа имеют поистине тысячелетнюю историю. Например, учёными было твёрдо доказано, что ещё в эпоху бронзы в Азербайджанских селениях жители использовали простые ткацкие станки. Не исключается и тот факт, что люди в эти годы уже широко использовали краску.
Ковры служили не только защитой жилища для народов Кавказа, но и нередко самим домом. При наличии ковров жильё становилось более мобильным, что было весьма кстати, для образа жизни древних кочевников. Историки до сих пор спорят, в каких восточных странах ковры появились раньше. Есть ряд доказательств, что известных на весь мир ткачей – персов этому искусству изготовления ковров научили мидяне, которые были дальними предками Азербайджанцев.
Ценность кавказских ковров ничуть не преувеличена. Во все времена их привозили в качестве богатых сувениров знатным людям. Например, упоминания о дагестанских коврах историки находили даже в трудах Геродота. Сегодня многие семьи Дагестана, Армении, Азербайджана и т. д. хранят в своих домах ковры, которые переходили от поколения к поколению, и при этом мало потеряли в виде и форме. В древности, качество ковров на Кавказе проверялось табунами лошадей, которых пускали по свежесотканному изделию, солнцем, на которое выставляли ковёр на несколько дней, и водой, в которую его опускали. Если после всех этих процедур, изделие не теряло своего первоначального вида, то работа считалась выполненной на славу, поэтому качество кавказских ковров, проверенное временем и историей, зарекомендовало себя, как одно из самых лучших.
Выбрать и при желании заказать настоящий дагестанский ковер ручной работы табасаранских мастеров вы можете на нашем сайте. В магазине «Этно-Шоп» представлен широкий ассортимент кавказских ковров высочайшего качества из знаменитого Табасаранского района. Все изделия изготовлены из натуральных материалов и с применением природных красителей.
Выбранный ковер будет привезен или изготовлен индивидуально под ваш заказ.